Проективная идентификация, контейнирование, мышление
Нападения на связь
Доклад по статье Уилфреда Биона "Нападения на связь", подготовленный для факультета психологии МГУ
В своей работе «Нападения на связь» У. Бион обращает наше внимание то, что в анализе мы можем иметь дело с ранней динамической катастрофой, которая остается живой и активной во внутреннем мире пациента. Невозможность успокоиться, пережить её мешает образованию связей и развитию мышления.
Истоки этой катастрофы находятся в раннем младенческом возрасте на параноидно-шизоидной позиции, находясь в которой младенец не в состоянии справиться с собственными персекуторными тревогами, поэтому отщепляет их от Эго и проецирует в мать. Младенец ощущает, что спроецировал в мать нечто невыносимое, и от того насколько матери удается сконтейнировать эту тревогу будет зависеть психическое благополучие младенца.

Если матери удается распознать тревогу младенца и сделать все необходимое, чтобы его упокоить, то младенец получает опыт контейнирования и интроецирует объект, способный справляться с тревогой. В последствии, эта способность становится его собственной функцией.

Если мать не способна справиться с тревогой младенца и становится захваченной ей, то младенец соприкасается с объектом, наполненным еще большей тревогой, чем он чувствовал сам, и объект переживается младенцем как настроенный к нему враждебно, преследующий. Это подрывает психическую стабильность младенца.
«Я пришел к выводу, что для того, чтобы понимать, чего хочет ребенок, мать должна трактовать плач младенца как нечто большее, чем требование ее присутствия. С точки зрения младенца, она должна принять в себя, и таким образом пережить, страх того, что ребенок умирает. Именно этот страх ребенок не может удерживать в себе (contain). Ребенок стремится отщепить страх вместе с той частью личности, в которой он расположен, и спроецировать его в мать. Понимающая мать способна переживать то чувство ужаса, с которым ее ребенок стремится справиться с помощью проективной идентификации, и в то же время оставаться уравновешенной».

У. Бион
Таким образом, связью между пациентом и аналитиком, или же младенцем и грудью, является механизм проективной идентификации.

Первым аспектом нападений на связь является нарушение этого механизма со стороны объекта (матери, аналитика), не способного к принятию проективной идентификации младенца (пациента). Итогом становятся чрезмерные проективные идентификации (выбрасывает страх, получает еще большую атаку) со стороны пациента и ухудшение его процессов развития.

Розенфельд приводит следующий пример проективной идентификации:
«Пациент /…/ продемонстрировал мне, что он спроецировал свою поврежденную самость, содержащую разрушенный мир, не только в каждого из остальных пациентов, но и в меня, тем самым меня изменив. Но эта проекция не принесла ему облегчения, наоборот, он стал более тревожным, поскольку боялся, что затем я буду помещать эту самость обратно в него. После этого его интроективные процессы подверглись серьезным нарушениям».
Важно отметить, что у психотических пациентов источник нарушений находится не только в матери, а существуют определенные предпосылки в развитии младенца – серьезные атаки на все, что связывает его с грудью. Атаки усиливаются если мать невосприимчива, и ослабевают, если матери удается принять проективную идентификацию младенца, но полностью они не уходят, так как младенец-психотик переполнен ненавистью и завистью к способности матери поддерживать в себе комфортное душевное состояние несмотря на переживание чувств младенца.

Вторым аспектом деструктивных нападений на связь является врожденная предрасположенность пациента к чрезмерной деструктивности, ненависти и зависти. Способность к интроекции аналитика преобразуется завистью пациента – деструктивным нападением на хороший объект, и ненавистью пациента к этому хорошему объекту - в жадность, пожирающую психику пациента; схожим образом душевный покой аналитика становится враждебным безразличием.
Нападения на связь исходят из двух источников: из самого пациента, переполненного завистью и ненавистью, и из внешнего источника – объекта, не способного принять проективную идентификацию пациента.
На параноидно-шизоидной позиции взаимодействие выстраивается с частичными объектами – функциями. Например, взаимодействие не с грудью, а с кормлением. Бион обращает внимание на то, что это может быть аналитику не очевидно, так как говорить пациент будет о конкретных объектах, однако интерес его будет направлен на их функции, природу которых он исследует путем проективной идентификации, помещая свои сильные чувства, которые не может выдержать, в объект более сильный, чтобы их выдержать.
«Препятствование использованию этого механизма, либо в виде отказа матери служить вместилищем чувств младенца, либо в виде ненависти и зависти пациента, который не может позволить матери выполнять эту функцию, приводит к разрушению связи между ребенком и грудью и в результате — к тяжелому расстройству импульса к любопытству, на котором основано все обучение.

<…> В результате течение эмоциональной жизни становится невыносимым. Чувства ненависти направляются на все эмоции, включая саму ненависть, и на внешнюю реальность, которая их возбуждает. От ненависти к эмоциям — всего лишь один шаг к ненависти к самой жизни».

У. Бион
Таким образом, пациент должен постоянно прибегать к проективной идентификации, чтобы выбрасывать во вне переполняющую его ненависть, но так как переработка этой проективной идентификации невозможна, то пациент получает обратно (интроецирует) еще большую ненависть от объекта по отношению к самому себе, что усиливает влечение (инстинкт) к смерти. При переходе на депрессивную позицию этот процесс способствует формированию сурового Супер-Эго, враждебного к любопытству и постоянно атакующего слабое Эго. Для пациентов-психотиков, находящихся на параноидно-шизоидной позиции, характерно взаимодействие с частичными объектами, поэтому у них формируются причудливые объекты, частично составленные из элементов персекутроного Супер-Эго.
Любопытство – вопрос «почему?» - является основой для обучения и развития.
Если импульс к любопытству заблокирован, то нормальное развитие останавливается. Такой пациент в процессе анализа не будет интересоваться почему он что-то чувствует, а будет заинтересован только в постоянном воспроизведении этого чувства. Т.е. причинно-следственные связи не устанавливаются. Происхождение мышления связано с переживанием боли и установления причинно-следственной связи её происхождения: боль возникает из-за отсутствия материнской груди.

Бион приходит к выводу, что психика таких пациентов содержит внутренний объект, препятствующий установлению связей, не допускающий никаких эмоций – так как эмоции переживаются как что-то слишком чрезмерное для незрелой психики и устанавливают связи с объектами, не являющимися Самостью - лишают либидинозной любви собственное Эго младенца - первичного нарциссизма.
«Внутренний объект, который по своему происхождению есть внешняя грудь, отказавшаяся интроецировать, приютить и таким образом модифицировать эмоцию губительной силы, парадоксальным образом ощущается интенсифицирующим (относительно силы Эго) эмоции, против которых он вызывает атаки. Эти нападения на связующую функцию эмоции приводят к выходу на передний план в психотической части личности связей, которые кажутся логическими, почти математическими, но напрочь лишены эмоционального обоснования. В результате уцелевшими оказываются перверсивные, жестокие и бесплодные связи.»

У. Бион
Отказ от мышления связан с невозможностью подойти к процессу болезненного горевания об утраченном объекте. Так как установление причинно-следственных связей приведет к обнаружению реальности этой утраты и крушению надежд. Переживание этой внутренней катастрофы возможно на депрессивной позиции, где объект любят несмотря на его плохие части, в отличие от параноидно-шизоидной позиции, когда осведомленность о плохих частях резко превращает хороший объект в преследователя. На депрессивной позиции любовь неизбежно отмечена заботой и прощением, поэтому потеря объекта не уничтожает любовь к жизни, несмотря на всю боль, которую эта потеря причиняет.

12 ноября 2024

Коновалова Анастасия Вячеславовна
Психолог, психоаналитический терапевт, супервизор