Объектные отношения, Ид, ЭГо, Супер-Эго
Что такое характер?
Попытка поразмышлять о том, как формируется характер, и возможно ли его изменить
Размышления о природе характера я начну с общепринятых определений
Согласно словарю Даля: «Характер - м. франц. немецк. - нрав человека, нравственные свойства, качества его, свойства души и сердца».

Согласно словарю Ожегова: «Характер - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении».

Стивен М. Джонсон в своей книге «Психотерапия характера» пишет:
«Модель, которой пользуется в настоящее время анализ характера, в равной степени делает акцент на действие архаических инстинктивных импульсов, таких как сексуальность или агрессия, и на реакцию окружения на эти индивидуальные импульсы и потребности. И, что более важно, теория также показывает, что ведущие черты характера и, как их результат, психопатология — есть производная личностных стереотипных ответов на естественную органическую реакцию на фрустрацию инстинктивных потребностей человека, вызванную окружением.

Таким образом, в значительной степени то, что представляет собой характер и что вызывает психопатологию, рассматривается в категориях сложной реакции личностей на фрустрацию, вызванную средой. Конфликт носит интерперсональный характер, но основывается на том, что в человеке врожденное».

Ненси Джогерти и Жаклин Вест в книге «Матрица и потенциал характера» (юнгинианский подход) пишут:
«Мы пришли к выводу, что в основе бытия каждого человека лежит та или иная потенциально распознаваемая структура характера, которая с психодиагностической точки зрения может быть описана как характерологическое расстройство. Такой взгляд представляется нам слишком зауженным, поскольку характер любого из нас раскрывается в континууме от структуры характера, которую можно считать естественным явлением, до собственно характерологического расстройства. Смешения архетипической реальности и персональной истории, нуминозной (воля богов) энергии и раннего травматического опыта встречаются с защитами, выстроенными психикой в попытке создать безопасность, связность и постоянство. Взаимодействие этих факторов приводит к формированию опознаваемых структур характера. Таким образом, структура характера является индивидуальным портретом, который отображает архетипические темы и личные травмы, а также то, с чем удалось справиться, и то, от чего пришлось защищаться на том или ином этапе развития.

<…> можно сказать, что характер представляет собой серию особых зарубок на древе нашей личности. И, несмотря на то, что мы можем развивать гибкие и свободные эго-структуры, наша индивидуальность навечно «вырублена» – запечатлена в нашем характере.

Ядро любого характера содержит парадокс: с одной стороны, это защитная структура, с другой – адаптивная и обладающая потенциалом развития, наполненная вдохновляющим архетипическим присутствием. Таким образом, наши травмы, наша индивидуальность и наши способности напрямую связаны друг с другом. В самой структуре характера заложено зерно трансформации и индивидуации».

Несмотря на красоту и точность вышеизложенных определений мне наиболее близок взгляд Томаса Огдена, который я позволю себе изложить следующим образом:
Характер – это история наших отношений с Другим
Эта формулировка не записана Огденом «черным по белому», но на мой взгляд она прослеживается в его книге «Матрица Психики».

По мнению Огдена: «история – отличается от прошлого тем, что прошлое – это просто совокупность событий, а история – это творение, отражающее нашу сознательную и бессознательную память, наши личные и коллективные изложения, наши искажения и интерпретации прошлого. Изолируя себя от истории диалога, который предшествовал нам и в некотором смысле создал нас в настоящем, мы становимся менее способными в полной мере распознавать и понимать самих себя через символы, значения, идеи, чувства, искусство и работу, которые мы создаем. В той степени, в которой мы изолируем себя от той или иной части дискурса, мы становимся омертвевшими, потому что в той же степени мы не существуем для самих себя. Основная цель клинического психоанализа - постепенное восстановление самоотчужденного личного опыта, изолированного от внутриличностного и межличностного дискурса, процесс, который позволяет анализанту более полно осознавать и понимать, кто он есть и кем он становится. При восстановлении отчужденного анализант становится более живым как субъективное, историческое человеческое существо. Развивается его способность к более полному внутриличностному, а также межличностному диалогу. Он начинает меньше бояться того, что было прежде изолировано, и в этом смысле становится более свободным».

Почему я думаю, что характер – это история отношений с Другим? Я размышляю о том, что переживание своей собственной субъективности рождается в отношениях с Другим и внутреннем перемещении между параноидно-шизоидной и депрессивной позициями. Начну с Фрейда, который в своей работе «Я и Оно» упоминает о том, что Я прежде всего телесно: «собственное тело и прежде всего его поверхность – это то место, из которого могут исходить одновременные внешние и внутренние восприятия». Весь внешний мир для младенца заключается в матери, и то как она взаимодействует с ним определяет его представление о самом себе.
Я – это часть Оно, измененная под непосредственным воздействием внешнего мира.
— Зигмунд Фрейд
Наше Сверх-Я является репрезентацией нашего отношения к родителям. Фрейд пишет, что «Будучи маленькими детьми, мы знали этих высших существ (родителей), восхищались ими, боялись их, а позднее приняли в самих себя». То есть, Сверх-Я включает в себя идеалы, нормы, мораль, которые человек бессознательно перенимает у родителей. Результатом такого бессознательного интроецирования может стать внутренний конфликт. Гулина М.А. пишет, что этот внутренний конфликт «который будучи постоянно вытесненным может принимать различные формы и проявляться в самых разнообразных нарушениях характера, поведения, в эмоциональных расстройствах. По Лакану – цель психоанализа – услышать и понять желание Другого в субъекте».

Таким образом, с точки зрения Фрейда формирование содержаний Ид, Я, Сверх-Я основано на взаимодействии с матерью и отцом.

Дональд Винникот писал, что обнаружение самого себя начинается с отражения во взгляде матери. У новорожденного младенца есть только крик – а вот значение этому крику придает уже мать, которая интерпретирует его в силу своих возможностей и возвращает это значение младенцу. Между желанием младенца и понимаем этого желания матерью – всегда есть различие. Величина этого различия определяет размер фрустрации, которую переживает младенец в контакте с матерью. Это переживание оставляет отпечаток в психике.

На параноидно-шизоидной позиции ведущей тревогой является страх аннигиляции самого себя и своих ценных объектов. Поэтому младенец вынужден прибегать к таким защитным механизмам как расщепление, проекция, интроекция, всемогущее мышление, отрицание, идеализация и проективная идентификация. Защитные механизмы позволяют перестроить свой внутренний мир таким образом, чтобы защитить находящиеся под угрозой аспекты своего Я от угрожающих ему объектов.

«Шизоидной» позиция является потому, что младенец полагается в значительной части на расщепление Я, а «Параноидной» - потому что младенец полагается на бессознательные фантазии и проективную идентификацию, в попытке защитить себя от объектов, репрезентирующих влечение к смерти.

Расщепление частей объекта неизбежно приводит к расщеплению частей Я, поэтому вместе с плохими частями объектов младенец лишается и частей представлений о самом себе. Успешность проективной идентификации зависит от способности матери к контейнированию. Опыт проективной идентификации позволяет младенцу выйти из своей замкнутой психической реальности и изменить свои инстинктивные преконцепции.
Депрессивная позиция формируется в результате накопления нового опыта как совершенно новое состояние, основанное на предыдущем опыте, но качественно от него отличное. Депрессивная позиция, как и параноидно-шизоидная позиция – это процесс, а не статичные структуры. Процесс, в режиме которого человек функционирует и развивается на протяжении всей жизни, однако это же и подразумевает то, что неизбежно человек периодически функционирует в рамках процесса параноидно-шизоидной позиции. Огден пишет, что между депрессивной и параноидно-шизоидной позициями «устанавливаются диалектические отношения, в которых каждое состояние создает, поддерживает и негативирует другое, точно также как это делают сознательное и бессознательное в топографической модели Фрейда».

Субъективность, переживание собственного существования, укрепляется на депрессивной позиции, когда осуществляется переход к взаимодействию с целостными объектами. На параноидно-шизоидной позиции мышление очень конкретное и прошлое постоянно меняется: каждое новое событие радикально меняет все предыдущие – настоящее проецируется на весь опыт, и события прошлого отрицаются, т.е. все хорошее, что было в прошлом – превращается в обман. На депрессивной позиции через переживание того, что младенец является не только объектом, но и субъектом, через открытие диалогичности отношений, и того, что другой тоже может чувствовать и мыслить, открывается возможность не просто переживать события как атаку против себя, а предавать событиям значения – давать им собственную интерпретацию, устанавливать причинно-следственные связи. Иными словами - писать свою историю. Таким образом, вместе с переживанием объектов как целостных рождается и переживание непрерывности собственного существования и представлений о самом себе.
Можно сказать, что вся наша жизнь - это непрекращающаяся история отношений с Другим.
Если предполагать, что характер – это история, то та история, которую мы творим в диалоге с Другим. Характер человека определяется направленностью этого взаимодействия и суммой опыта, которые формируют представления о себе.
С одной стороны, у каждого из нас есть события прошлого, которые мы не можем отменить. Эти события постоянно влияют на наши отношения с каждым Другим в ежедневном диалоге жизни, и по тому, как мы звучим в этом диалоге, можно судить о том, каков наш характер.

С другой стороны, то как эти неизменные события прошлого будут вписаны в нашу историю зависит от того, как мы их интерпретируем. Мы постоянно находимся в движении между параноидно-шизоидной и депрессивной позициями, поэтому наша история (как и наш характер) может меняться динамически. Получая новый опыт в отношениях с Другим мы можем переоценивать события прошлого и, как результат переосмыслять собственную историю. Иногда, таким Другим для нас является психотерапевт.

Хочется надеяться на то, что это динамическое развитие в течение жизни сможет привести нас к переживанию собственного существования как более подлинного, а также к удовлетворенности своими представлениями о себе и своей жизнью.

3 марта 2025

Коновалова Анастасия Вячеславовна
Психолог, психоаналитический терапевт, супервизор