анализ фильма
"Поехавшая"
История об отношениях с внутренним объектом - той самой мамой, которая всегда в голове
В основе фильма лежит реальная история о девушке-блогере, однако сам фильм не является биографическим, поэтому все мои размышления имеют отношение исключительно к Анне - героине фильма.
Фильм «Поехавшая» о девушке Анне, которая однажды села на велосипед и поехала к маме в Нижний Новгород, с психоаналитической точки зрения примечателен тем, что в нем хорошо показаны отношения с внутренним объектом – той самой мамой, которая всегда в голове.

Название фильма «Поехавшая» отсылает нас к двум смыслам этого слова: прямому – поехавшая на велосипеде, и скрытому – поехавшая умом, т.к. отправиться в такое путешествие одной довольно безрассудный поступок для девушки. Что же заставило Анну бросить все, сесть на велосипед и поехать?
Анна встречает свое 30-летие и переживает личностный кризис: несмотря на то, что она организовала шикарный праздник – на него никто не пришел, а ее любовные отношения недавно закончились изменой молодого человека. Ей настолько одиноко, что со словами «смотри сколько у меня здесь всего» она платит курьеру, чтобы он остался с ней на ужин. Курьер спрашивает: «А где же родные? Близкие?». Позже она ему признается, что ее мама умерла. Рассказ о смерти матери, вероятно, с одной стороны снимает все вопросы о семье у окружающих, а с другой стороны оправдывает высокомерное поведение Анны. Однако, довольно быстро мы узнаем, что мама Анны жива. А высокомерие – способ защищаться от собственной уязвимости. Несмотря на то, что Анна выдумала смерть матери, в ее психической реальности смерть матери все-таки произошла. Любящая, нежная мама Анны умерла, и осталась только холодная, преследующая и недовольная ей мать - мертвая мать.

Андре Грин в своей статье о комплексе мертвой матери написал следующее:
«Мёртвая мать здесь – это мать, которая остаётся в живых, но в глазах маленького ребёнка, о котором она заботится, она, так сказать, мертва психически, потому что по той или иной причине впала в депрессию».
Андре Грин
Во время ужина дома у курьера Анна наблюдает за отношениями в его большой семье, особенно за отношениями матерей и дочерей, и вероятно это напоминает ей что-то, что она когда-то чувствовала в отношениях с собственной матерью – той, которая ее еще любила. Это напоминание, и злость на мать, безразличную, постоянно атакующую и высмеивающую – такой мать остается во внутренней реальности Анны, - подтолкнули Анну к тому, чтобы вернуться к матери, с которой все началось.

Анна, потерявшая мать, привыкла сама справляться и со своей жизнью, и с психической болью - путем преодоления других жизненных вызовов: приехать из Нижнего Новгорода в Москву, поступить в институт, сделать карьеру, много зарабатывать; а также путем самоуспокоительных процедур – что-то делать до изнеможения, чтобы упасть от усталости и успокоиться, например, участвовать в велосипедных марафонах и т.д. «Смотри сколько у меня всего» - слова не только о еде на столе, а слова о всей её жизни. Только вот это вот все не может помешать ей чувствовать боль и собственное бессилие, когда очередные её отношения заканчиваются разочарованием.

И сейчас Анна использует знакомый ей способ справляться с собственной неудачей – преодолевать себя снова и снова, отправившись на велосипеде к маме, в отношениях с которой она пережила самое большое разочарование.
«Разумеется, среди главных причин такой материнской депрессии мы находим потерю любимого объекта: ребёнка, родственника, близкого друга или любого другого объекта, сильно любимого матерью. Но речь также может идти о депрессии разочарования: превратности судьбы в собственной семье или в семье родителей, любовная связь отца, бросающего мать, унижение и т.п. В любом случае, на первом плане стоят грусть матери и уменьшение её интереса к ребёнку. Важно подчеркнуть, что самый тяжёлый случай – это смерть другого ребёнка в раннем возрасте. Эта причина полностью ускользает от ребёнка, потому что ему не хватает данных, чтобы об этой причине узнать. Эта причина держится в тайне, например, выкидыш у матери. Ребёнок чувствовал себя любимым, несмотря на все непредвиденные случайности, которых не исключают даже самые идеальные отношения. Горе матери разрушает его счастье. Ничто ведь не предвещало, что любовь будет утрачена так в раз. Не нужно долго объяснять, какую нарциссическую травму представляет собой такая перемена. Травма эта состоит в преждевременном разочаровании, в потере любви, потере смысла, поскольку младенец не находит никакого объяснения, позволяющего понять произошедшее. Понятно, что если ребёнок переживает себя как центр материнской вселенной, он толкует это разочарование как последствие своих влечений к объекту».
Андре Грин
Что же является причиной депрессии матери Анны? Брат Анны тяжело заболел и умер. Анне было тогда всего 16 лет. Отец ушел из семьи раньше. Мама Анны, переживая утрату сына замкнулась к себе.

Вот что Анна говорит об этом: «Она на меня забила совсем».

«Видимо ей тяжело было…» - предполагает Валера, которого Анна встретила в своем путешествии.

«Тогда всем тяжело было» - продолжает Анна, - «Она тогда нашу квартиру в мемориальный музей превратила. Говорила постоянно о нем. Фоточки его детские показывала. Вот, Сереженька здесь постарше. А вот Сереженька детектив не дочитал. Была семья и нет. А мне 16 лет тогда было. Мама же постарше. Она как-то поумней должна быть. Это я сейчас понимаю, что надо было как-то помогать, как-то вытаскивать. А тогда чего? Я тоже ребенком была…».

В этих словах звучит боль и обида ребенка, оставленного матерью в полном одиночестве. Для Анны произошла двойная потеря: она потеряла брата, который ее понимал лучше всех, и потеряла маму, которая ее поддерживала и любила. Оставаться в этой яме горя было невыносимо, Анна оставила подругу, художественный колледж и уехала в большой город, где ни с кем нет отношений и нужно заботиться о собственном выживании, а горевать некогда.

«Остановленные в своей способности любить, субъекты, находящиеся под владычеством мёртвой матери, не могут более стремиться ни к чему, кроме автономии. Делиться с кем бы то ни было им запрещено. Сначала от одиночества бежали, теперь его ищут. Субъект вьёт себе гнездо. Он становится своей собственной матерью, но остаётся пленником своей стратегии выживания.

Это холодное ядро жжёт как лёд и как лёд же анестезирует. Это едва ли только метафоры. Такие пациенты жалуются, что им и в зной – холодно. Им холодно под кожей, в костях, они чувствуют как смертельный озноб пронзает их насквозь. Внешне эти люди и в самом деле ведут более или менее удовлетворительную профессиональную жизнь, женятся, заводят детей. На время всё как будто в порядке. Но с годами профессиональная жизнь разочаровывает, а супружеская сопровождается серьёзными нарушениями в области любви, сексуальности и аффективного общения. В это же время родительская функция, наоборот, сверхинвестирована. Впрочем, часто дети любимы при условии достижения ими тех нарциссических целей, которых самим родителям достичь не удалось».
Андре Грин
Эту же стратегию выживания Анна повторяет, когда отправляется в одиночное путешествие на велосипеде. Она никого не рассчитывает встретить, так как привыкла рассчитывать только на себя. И все, кто оказывают ей помощь, вызывают у Анны раздражение. Несмотря на то, что она в этой помощи нуждается. На протяжении всего путешествия Анна ведет диалоги с внутренним объектом - мамой, которая не способна ее любить. Чтобы Анна не сделала – она всегда оказывается виноватой, осужденной и приговоренной к одиночеству. Анна тоже не может любить. Ее недавние отношения с молодым человеком закончились его изменой - тем, что должно причинить ей боль. Но Анне не сам факт измены причинил боль, а то, что она этой боли не почувствовала. Так рассказывает Анна об этом своей попутчице: «Обидно? Обидно знаешь, что? Я когда застукала их в нашей квартире, подумала – прикольные кроссовки, где она их купила? Понимаешь? Кроссовки…»

Анна не видела маму 13 лет, но все эти годы она жила вместе с мертвой матерью внутри. Все эти 13 лет Анна демонстрирует матери, что она справляется с жизнью без ее любви. Казалось бы, нужно просто взять удалить такую маму из своей внутренней реальностью, но это значит осиротеть.
«Мать в горе, или мёртвая мать, какой бы огорчённой она не была, - она здесь. Присутствует мёртвой, но всё-таки присутствует. Субъект может заботиться о ней, пытаться её пробудить, оживить, вылечить. Но если она выздоровеет и пробудится, субъект ещё раз потеряет её, потому что она уйдёт заниматься своими делами или любить других. Так создаётся амбивалентность: мертвая мать, которая всегда присутствует, или живая, которая уходит и возвращается».
Андре Грин
На протяжении всего своего путешествия Анна ведет блог, в котором рассказывает, что она едет к маме, в нем же рассказывает о разных людях, которых встретила. Анна замечает, что несмотря на то, что на пути ей встречаются разные люди, все-таки хороших людей больше, и признается в сокровенном желании, от которого когда-то пришлось отказаться, потому что боль утраты была невыносимой и рядом не было кого-то, кто помог бы с ней справится. Сокровенное, и в тоже время, знакомое каждому человеку желание: не терять хороших людей. Отказ от всемогущества, признание собственной потребности в другом человеке, опыт встреч и расставаний с хорошими людьми становится для Анны исцеляющим. Отношения с другими меняют ее отношения с самой собой, т.е. отношения с ее внутренним объектом. И мать, переполненная упреками и злостью, вдруг становится понимающей и чуткой, заботливой и любящей мамой.

«Анечка, дурында моя!» - слышит в Анна из телефона полный любви голос своей живой матери, той самой, которая за нее переживает и желает своей дочери счастья, той самой, которую она потеряла 13 лет назад, а сейчас снова нашла.

В финальной сцене Анна садится в самолет, где встречает всех героев своего путешествия - разных людей. Эту красивую метафору амбивалентности отношений завершает кадр, в котором мама сидит за штурвалом. Сложно не согласиться с тем, что отношения с мамой задают направление всем остальным отношениям в нашей жизни: отношениям с самим собой и отношениям с другими.


9 июня 2023

Коновалова Анастасия Вячеславовна
Психолог, психоаналитический терапевт, супервизор
Посмотреть небольшие отрывки из фильма, иллюстрирующие описанные в статье ситуации, можно в моем телеграм-канале ЛОГИКА ЧУВСТВ